Понятие психологической готовности к школе включает в себя:
интеллектуальную;
личностную;
социальную;
эмоционально-волевую готовность.
Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).
Интеллектуальная готовность
Будущий первоклассник должен: уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.
Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.
Личная и социальная готовность
Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя: понимание плохо-хорошо, нравственное развитие;
коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без явной агрессии, понимание авторитета взрослых; умение слушать преподавателя, понимание задач, которые он ставит (и принятие их без реплик «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять у учителя то, что непонятно, умение признавать свои ошибки, если они появляются;
умение адекватно реагировать на замечания сверстников и взрослых.
Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение - из всего этого складывается личностная готовность к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Обучение в школе - это большая эмоциональная нагрузка. Ребенку нужно научиться управлять эмоциями, сдерживать их, выражая словами (а не криком или слезами). Важно учиться проходить зажимы, неуверенность. Это может мешать обучению (ребенок стесняется переспрашивать, от этого не понимает и не усваивает новую информацию, боится подойти к новым детям, ему некомфортно, хочется вернуться домой, не находиться в непривычном и неуютном для него месте).
До поступления в первый класс ребенка нужно:
- научить поднимать руку и переспрашивать, если ему непонятно объяснение;
- объяснить, что не всегда его будут спрашивать, даже с поднятой рукой, не всегда будут хвалить именно его, донести до ребенка, что главная задача - готовиться к урокам, делать это для собственного развития;
- научить спокойно проходить разочарования, проигрыш, не воспринимать подобное как конец света;
- помогать выполнять те задания, которые не очень нравятся, но они необходимы, ребенок должен привыкнуть делать те вещи, которые даются не для развлечения, для которых нужна усидчивость и сила воли;
- прививать интерес к обучению, к получению новых знаний;
- формировать позитивный образ школы, рассказывать, как полезно и интересно будет общаться с одноклассниками, что обязательно появятся новые друзья (и прикладывать собственные усилия к этому в дальнейшем: знакомиться с родителями, приглашать одноклассников в гости, закидывать в школьный рюкзак сладости для приятелей - это мелочи, которые помогут ребенку завести друзей и чувствовать себя комфортнее в школе).